Hyundai Solaris manual > Электрооборудование Хёндай Солярис

Электрооборудование Хендай Солярис

Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода.
При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора.
При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Электрооборудование Хендай Солярис

На автомобиле установлена необслуживаемая стартерная аккумуляторная батарея с обратной полярностью.

Электрооборудование Хендай Солярис

Генератор: 1 – шкив; 2 – передняя крышка; 3 – статор; 4 – задняя крышка; 5 – разъем «L»; 6 – вывод «В+»; 7 – кожух

Генератор – синхронная электрическая машина переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения.
Шкив генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора. Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, и установлен в пластмассовой втулке задней крышки.
Передний подшипник установлен в передней крышке и закрыт прижимной пластиной, которая крепится четырьмя винтами. На валу ротора посадка подшипника скользящая.
В заднюю крышку генератора вставлен статор генератора, в котором расположена трехфазная обмотка.
Концы фазных обмоток соединены с выводами выпрямительного блока. Выводы выпрямительного блока припаяны и обжаты на выводах фазных обмоток.
Выпрямительный блок состоит из шести (трех «положительных» и трех «отрицательных») диодов (вентилей). Положительные диоды запрессованы в алюминиевую пластину-держатель, а отрицательные – в заднюю крышку генератора. Между задней крышкой генератора и пластиной-держателем установлена пластмассовая изолирующая пластина.
Пластина-держатель с положительными диодами закреплена на задней крышке генератора специальными шпильками. Статор, задняя крышка генератора и выпрямительный блок составляют неразборный узел.
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, а ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки, которые установлены в щеткодержателе.

Электрооборудование Хендай Солярис

Щеткодержатель с регулятором напряжения: 1 – вывод «+»; 2 – щетки; 3 – корпус щеткодержателя; 4 – регулятор напряжения; 5 – вывод «массы»; 6 – конденсатор; 7 – разъем «L»

Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).
Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах независимо от оборотов двигателя и электрической нагрузки, за счет изменения силы тока (магнитного потока) в обмотке ротора генератора.
Регулятор напряжения – неразборный узел, при выходе из строя его заменяют в сборе со щеткодержателем.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» – к выводу генератора. Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока генератора.
При работе двигателя не следует отключать аккумуляторную батарею, так как возникающие при этом скачки напряжения могут повредить электронные компоненты схемы.

Электрооборудование Хендай Солярис

Стартер: 1 – передняя крышка; 2 – шестерня привода; 3 корпус стартера; 4 – задняя крышка; 5 – контактные болты; 6 – тяговое реле

Стартер – четырёхщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
К стальному корпусу стартера прикреплены постоянные магниты.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в подшипниках скольжения.
На валу якоря установлена муфта свободного хода с приводной шестерней, которая может перемещаться по шлицам вала. Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «START» питание подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втягивается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала якоря, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика.
При этом отключается втягивающая обмотка и замыкаются контакты тягового реле, включая электродвигатель стартера. После возвращения ключа в положение «ON» удерживающая обмотка тягового реле обесточивается и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение – контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком.
Неисправное тяговое реле заменяют.
Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.
Система освещения и сигнализации включает в себя: две блок-фары, противотуманные фары, боковые указатели поворотов, задние фонари, фонари освещения номерного знака, дополнительный сигнал торможения, плафоны освещения салона и багажного отделения, звуковой сигнал, а также выключатели всех этих потребителей.

Электрооборудование Хендай Солярис

Блок-фара: 1 – патрон лампы указателя поворота; 2 – разъем фары; 3 – исполнительный механизм регулятора направления пучков света фар; 4 – болт регулировки пучка света фары в вертикальной плоскости; 5 – лампа головного света; 6 – патрон лампы габаритного света; 7 – болт регулировки пучка света фары в горизонтальной плоскости

Блок-фара объединяет две секции. В одной секции установлена галогенная двухнитевая лампа Н4 головного света фары (ближнего и дальнего) и лампа габаритного света W5W. В другой секции установлена лампа указателя поворота PY21W (оранжевого цвета). В корпусе блок-фары установлен также исполнительный механизм (моторредуктор) регулятора направления пучков света.
На автомобиле установлен корректор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулировать направление пучков света в зависимости от загрузки автомобиля.
Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, мотор-редукторов и соединительных проводов.
Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые устанавливаются в переднем бампере. В противотуманных фарах установлены галогенные однонитевые лампы H27W/2.
Боковые указатели поворота могут быть установлены в передних крыльях или в наружных зеркалах заднего вида. В боковых указателях поворота в крыльях применяются лампы WY5W оранжевого цвета, а в зеркалах – светодиоды.

На седане и хэтчбеке применяются различные задние фонари.

Электрооборудование Хендай Солярис

 

Расположение ламп в задних фонарях автомобиля с кузовом седан: 1 – указателя поворота; 2 – сигнала торможения и габаритного света; 3 – противотуманного света; 4 – света заднего хода

В заднем фонаре седана установлены лампы: двухнитевая сигнала торможения и габаритного света (P21/5W), указателя поворота (PY21W, оранжевого цвета) и противотуманного света (PR21W, красного цвета) в левом фонаре или света заднего хода (W16W) в правом фонаре.

Электрооборудование Хендай Солярис

Расположение ламп в заднем фонаре автомобиля с кузовом хэтчбек: 1 – противотуманного света; 2 – света заднего хода; 3 – указателя поворота; 4 – сигнала торможения и габаритного света

В заднем фонаре хэтчбека установлены лампы: двухнитевая сигнала торможения и габаритного света (P21/5W), указателя поворота (PY21W, оранжевого цвета), света заднего хода (W16W) и противотуманного света (P21W).
Звуковой сигнал закреплен на кронштейне перед радиатором системы охлаждения двигателя или конденсатора кондиционера, за облицовкой радиатора.
В зависимости от комплектации автомобиль может быть оборудован подушкой безопасности водителя, подушкой безопасности переднего пассажира, боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира и боковыми шторками для защиты водителя, переднего и задних пассажиров.
Подушка безопасности водителя расположена в рулевом колесе, подушка безопасности пассажира – в панели приборов. Боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира установлены в спинках передних сидений со стороны дверей. Боковые шторки расположены в обивке крыши со стороны дверей. Блок управления подушками безопасности установлен под облицовкой туннеля пола. Этот блок управляет также преднатяжителями ремней безопасности водителя и переднего пассажира.
Преднатяжители ремней установлены на катушках ремней безопасности.
Блок управления подушками безопасности получает сигналы от датчиков удара. Два датчика фронтального удара расположены на передних лонжеронах, датчики бокового удара – на центральных стойках кузова.

Электрооборудование Хендай Солярис

Барабанное устройство со спиральным кабелем: 1 – колодка проводов подушки безопасности; 2 – поводок; 3 – барабан; 4 – корпус устройства

Для электрического соединения подушки безопасности водителя с электрооборудованием автомобиля нельзя применять обычный скользящий контакт во избежание искрообразования и непреднамеренного срабатывания подушки. Для этого на автомобиле применено устройство с так называемым спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки. В цилиндрическом пластмассовом корпусе устройства, установленного на корпусе соединителя подрулевых переключателей, спирально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводником. Один конец ленты кабеля через разъем, расположенный на корпусе устройства, состыкован с колодкой жгута проводов электрооборудования автомобиля. Другой конец кабеля выведен на выступающий поводок барабана устройства и соединен через колодку с подушкой безопасности. Поводок барабана устройства входит в отверстие ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за поводок поворачивает барабан, а с ним и ленту кабеля, которая располагается в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиу-
се. От своего среднего положения барабан с поводком в устройстве может поворачиваться в каждую сторону до упора на несколько большее число оборотов чем рулевое колесо.
Это предотвращает обрыв кабеля при вращении рулевого колеса от нейтрального положения до упора в каждую сторону.
Часть автомобилей оборудуются передними сиденьями с электрообогревом. Обогрев сидений включается кнопками на блоке управления отоплением, вентиляцией и кондиционирования. Блок управления обогревом сидений закреплен снизу на сидении водителя.

Электрооборудование Хендай Солярис

Электростеклоподъемник передней двери: 1 – мотор-редуктор; 2 – трос в оболочке; 3 – направляющая; 4 – ползун; 5 – барабан

В зависимости от комплектации автомобиль оборудуется электростеклоподъемниками либо передних, либо всех дверей. Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока. Электродвигатель – реверсивный. На выходном валу редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, к которому двумя саморезами крепится стекло двери.
Автомобили оборудованы системой блокировки замков дверей (центральным замком). Система предназначена для одновременной блокировки всех дверей и крышки багажника (двери багажного отделения) при нажатии на клавишу выключателя, расположенного на двери водителя, или с пульта дистанционного управления ключа зажигания.
На замки всех дверей и крышки багажника (двери багажного отделения) установлены электроприводы, которые присоединяются к рычагам блокировки замков.
Часть автомобилей оборудована наружными зеркалами заднего вида с электроприводом и электрообогревом. Управляются оба зеркала регулятором, установленным на двери водителя. В корпусе зеркала установлены два электродвигателя, один электродвигатель служит для поворота зеркала в вертикальной плоскости, а другой – в горизонтальной. На элемент обогрева зеркала напряжение подается через реле от выключателя обогрева заднего стекла.

Электрооборудование Хендай Солярис

Очиститель ветрового стекла: 1 – вал рычага щетки; 2 – короткая тяга; 3 – длинная тяга; 4 – мотор-редуктор; 5 – кривошип; 6 – кронштейн

Очиститель ветрового стекла установлен под облицовкой ветрового окна. Очиститель состоит из мотор-редуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя – трехщеточный, двухскоростной с возбуждением от постоянных магнитов. При неисправности мотор-редуктора его заменяют.

Электрооборудование Хендай Солярис

Очиститель стекла двери багажного отделения: 1 – мотор-редуктор; 2 – кронштейн; 3 – колодка проводов мотор-редуктора

Автомобили с кузовом хэтчбек оборудованы очистителем стекла двери багажного отделения. Моторредуктор очистителя установлен под обивкой двери багажного отделения.
Омыватель ветрового стекла состоит из бачка с электрическим насосом, форсунок на облицовке ветрового окна и соединительных шлангов.
Бачок омывателя установлен под правым передним крылом. На хэтчбеке в бачке омывателя установлен реверсивный насос, при вращении вала электродвигателя насоса в одну сторону жидкость из бачка подается на ветровое стекло, а при вращении вала в другую сторону жидкость подается на стекло двери багажного отделения.
Автомобиль оборудован противоугонной системой блокировки пуска двигателя – иммобилайзером. В состав иммобилайзера входят: блок управления, катушка связи (установленная на выключателе зажигания), микросхема в ключе зажигания (транспондер) и сигнализатор в комбинации приборов.
Когда ключ вставляют в выключатель зажигания, катушка считывает код с микросхемы ключа и передает его в блок управления. Блок управления сравнивает код ключа с кодом, хранящимся в памяти блока. Если коды совпадают, блок посылает сигнал блоку управления двигателем (ЭБУ), разрешающий пуск двигателя. Если коды не совпадут, ЭБУ по сигналу блока управления иммобилайзера блокирует пуск двигателя.
Иммобилайзер включается автоматически при повороте ключа зажигания в положение «OFF».
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор системы охлаждения, муфта компрессора кондиционера и другие) подключаются через реле.
Предохранители и реле установлены в двух монтажных блоках, один из которых расположен слева в моторном отсеке, а второй – слева в панели приборов. В монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля, два предохранителя находятся в едином пластмассовом корпусе (группа предохранителей длительной стоянки). Это сделано для защиты аккумуляторной батареи при длительной стоянке. Чтобы не отключать аккумуляторную батарею достаточно поднять корпус с предохранителями до упора, при этом отключаются потребители, цепи которых защищены предохранителями MF35 и MF36 (см. таблицу).

Электрооборудование Хендай Солярис

Реле указателей поворота установлено в панели приборов над монтажным блоком.

Электрооборудование Хендай Солярис

Монтажный блок предохранителей и реле в моторном отсеке: F1-F20 – предохранители; К1-К13 – реле; 1 – пинцет для снятия предохранителей; 2 – блок силовых предохранителей

Электрооборудование Хендай Солярис

Блок силовых предохранителей

Электрооборудование Хендай Солярис

Монтажный блок предохранителей и реле в салоне автомобиля: MF1-MF45 – предохранители; 1 – группа предохранителей длительной стоянки

Электрооборудование Хендай Солярис

Расположение реле монтажного блока в салоне автомобиля: МК1-МК13 – реле

Электрооборудование Хёндай солярис

  • Навигация по сайту

    развернуть | свернуть